СРОЧНО В НОМЕР

 

Заезжий урбанист о Великом Новгороде

Осенью урбанист Аркадий Гершман побывал в Великом Новгороде, прогулялся по городским улицам и поделился впечатлениями. Получилось не только интересно, но и познавательно. 

Остановки общественного транспорта

Новгородские остановки общественного транспорта заезжий урбанист Аркадий Гершман раскритиковал в пух и прах, не оставив им не единого шанса. Ни для кого не секрет, что остановки являются важной частью транспортной системы города, а ещё это конструкция, которая защищает горожан от непогоды, неотъемлемая деталь уличных пейзажей.

Слово Аркадию Гершману: «Городская остановка – это витрина всего транспортного комплекса города. Именно с неё человек начинает своё знакомство с автобусным или трамвайным движением, поэтому города по всему миру уделяют много внимания её дизайну и наполнению: плохая остановка без нужной информации спугнёт человека, и он скорее закажет такси, а хорошая всё покажет и расскажет. Это самый центр, но даже здесь нет толком защиты от осадков или ветра. Про навигацию, информацию о билетах и иных обязательных штуках я вообще молчу».

На остановках в Великом Новгороде нет карт маршрутов, расписания движения общественного транспорта, информации о стоимости билетов и порядка их покупки. Спланировать поездку по городу даже горожанам, не говоря уже о туристах, не представляется возможным. В Риге или Праге всю необходимую информацию размещают на табличках формата А4 – это просто и удобно. В случае изменений маршрута или расписания, а также в случае повреждений табличек их легко заменить на новые.

Особое внимание Аркадий Гершман обращает на внешний вид остановок: «Так уж вышло, что остановка будет стоять как среди памятников, так и на окраине рядом с панельками. Эта конструкция будет попадать на снимки людей, ассоциироваться с транспортом и всем городом в целом – можно либо пользоваться этим, либо игнорировать. Париж, например, создал остановку, которую хочется купить к себе домой и любоваться ею каждый день». Великому Новгороду заезжий урбанист советует последовать примеру Парижа и разработать собственный дизайн остановок, чтобы сохранить лицо города.

Академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского

Здание академического театра драмы имени Ф.М. Достоевского, который горожане по привычке называют просто театром драмы, Аркадию Гершману понравилось. Он сравнивает здание на берегу реки Волхов с космическим кораблём и провозглашает его самым ярким символом Великого Новгорода ХX века.

Вот что сам Аркадий Гершман говорит о здании театра драмы: «В России такое любить пока не принято, модернистская архитектура довольно сложна и часто ассоциируется с чем-то античеловеческим. Но это памятник своему времени и символ города, который никогда не перепутаешь с другим. Издалека здание интригует и завораживает своей формой, приманивает человека». Похвала из уст заезжего урбаниста горожанам приятна.

Не обошлось и без ложки дёгтя в бочке мёда. Аркадий Гершман отмечает хаотичную замену дверей, а они так портят внешний вид театра драмы. Не ускользают от его внимания и разрисованные граффити фасады, которые почему-то никто не отмывает при помощи специальных чистящих средств. «Здание нужно не только хорошо построить, но и уметь поддерживать – это оказывается слишком сложным занятием. При обновлении центрального входа не смогли попасть в пропорции остекления всего первого этажа, и заменили метал на пластик. Такие детали обескураживают и портят здание, это как надеть красивый смокинг с плавательными шортами – можно, но все засмеют», – сокрушается заезжий урбанист.

Нарекания у Аркадия Гершмана вызвала площадь вокруг театра драмы, её сравнение с мёртвым заасфальтированным плацем звучит справедливо. Лестница со стороны улицы тоже подверглась критике со стороны заезжего урбаниста: «Почему-то для машин смогли сделать спуск без ступенек, а над людьми издеваются. Это может показаться мелочью, но эта лестница – единственное препятствие для маломобильных на пути от огромной гостиницы «Интурист» к Новгородскому кремлю и всему историческому центру. Маленькая деталь, которая имеет большие последствия на уровне всего города. Тем более, тут достаточно всего лишь вывести заложенную дорожку к улице, убрать бордюр и сделать переход».

Сквер Водников

Аркадий Гершман прогулялся по скверу Водников, похвалил усилия властей города по его благоустройству, но без замечаний не обошлось: «От реки в мощении и дереве идёт какая-то дорожка с локальными обрывами. Я не нашёл информации, в чём задумка такого решения, очень не хватает таблички. Зато использование дерева в материалах очень радует. Ещё тут поставили уличный туалет, который ещё или уже не работает – табличек со сроками запуска и информацией о ближайшем работающем туалете нет».

По мнению заезжего урбаниста, в сквере Водников не хватает жизни. Несмотря на удачное расположение в самом центре города, он остаётся безлюдным. Нужен какой-то «магнит» для притяжения людей: «Уличная еда, активности, стрит-арт и иная культурная начинка меняют пространство и привлекают людей – это хороший пример того, что успех места во многом зависит не от плитки или детских площадок, а от правильного социокультурного программирования. Так что это пример быстрой и правильной трансформации пространства без армии строителей, в будущем люди смогут сравнивать свои парки или тот же сквер Водников с этим опытом», – делится своими впечатлениями Аркадий Гершман.

Аркадий Гершман не первый раз посетил наш город и успел сформировать своё мнение: «Великий Новгород мне нравится, но его посещение не приносит большой радости, об этом я писал ещё в прошлый раз. Здесь не успели и не смогли разрушить старое-хорошее, но и не смогли создать что-либо качественно новое. Старый запас потихоньку стирается, а ему на смену приходит асфальт и заборы, это очень печалит».

Полностью пост «Новгород: праздник без ОМОНа, севастопольская остановка и в чём смысл праздников» можно прочитать в блоге Аркадия Гершмана «Город для людей» на платформе «Живого журнала», а ещё там есть симпатичные фотографии нашего города.

Горожанка Алина Вострикова

Фото: gre4ark.livejournal.com

На заметку: «Бани больше нет», «Фонтан в заплатках», «Сквер разбитых фонарей»