СРОЧНО В НОМЕР

 

Очередь на Репина: кто последний?

Картина Ильи Репина «Тайная вечеря» из собрания Новгородского музея-заповедника отправилась покорять Санкт-Петербург. 

В моду вернулось посещение выставок изобразительного искусства – важно успеть зачекиниться и запилить селфи, снять сторис и поставить правильный хештег. Часто фокус внимания смещается не на саму выставку, а на очередь людей, которые пытаются попасть на неё. Новости о таких очередях взрывают интернет, порождают мемы и многочисленные шутки. Всё началось с Серова, потом был Айвазовский, ещё Верещагин, а теперь Репин. Пора опять занимать очередь. Кто последний?

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ильи Репина – дата юбилейная, отсюда и повышенное внимание к творчеству художника. Юбилейная выставка уже отгремела в Москве в Государственной Третьяковской галерее и переместилась в Санкт-Петербург в Русский музей. Петербургская выставка стартовала 3 октября и продлится до 9 марта 2020 года. Времени для посещения вроде бы много, но затягивать не стоит. Всего представлено более 250 живописных и графических работ. Там есть как признанные шедевры мастера, так и малоизвестные произведения. Также посетители могут увидеть предметы, связанные с жизнью и творчеством художника. Всё это собрано вместе.

Основу выставки «Илья Репин. К 175-летию со дня рождения» составляют работы художника из Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, финского Художественного музея «Атенеум», Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», Музея-заповедника Абрамцево и других музейных и частных собраний, в том числе из собрания Новгородского музея-заповедника.

Картина Ильи Репина «Тайная вечеря» была написана в 1903 году, хранится в Великом Новгороде с 1948 года. Сюжет картины – последняя трапеза Иисуса Христа с учениками. В просторной комнате за накрытым столом собрались люди. Пламя светильников освещает фигуру Иисуса Христа в белых одеждах. Ученики, окружившие его, внимательно слушают проповедь. Во время тайной вечери он открывает своим последователям, что один из них вскоре предаст его. Картина написана широкими мазками. Яркий огонь и белый цвет одежды приковывают внимание зрителей к фигуре Иисуса Христа. Фигуры учеников написаны в другой цветовой гамме, не выделены чётко, обозначены схематично. Получилось выразительно, динамично, напряжённо.

В своём творчестве Илья Репин часто прибегал к религиозной теме, многократно использовал образ Иисуса Христа. Большинство таких картин написано им в дореволюционный период. После революции в творчестве художника появились совсем другие темы и сюжеты. Сохранились его картины маслом на религиозные темы, а также акварели и рисунки. По оценкам специалистов, в свободном доступе таких произведений всего несколько десятков, остальное хранится в частных коллекциях, пылится в запасниках, многое утеряно. Новгородскому музею-заповеднику повезло иметь в своём собрании картину Ильи Репина «Тайная вечеря».

Информации об этой картине в интернете крайне мало. Одно и то же описание, позаимствованное в «Арт Энциклопедии» Геннадия Занегина, кочует из одной публикации в другую. Сотрудникам Новгородского музея-заповедника есть чем заняться, ведь информационное пространство не терпит пустоты. К тому же в музее есть и другие работы Ильи Репина: «На берегу Финского залива», «Выход на красное крыльцо», «Портрет Нордман-Северовой Н.Б.», «Речной пейзаж». Так много говорится о привлечении туристов в Великий Новгород, но делается для этого не всё возможное.

Увидеть своими глазами картины кисти самого Репина – чем не повод приехать в Великий Новгород? Глядишь, и количество туристов прибавится, но не чуть-чуть, а в разы. Ведь в новгородском музее есть и прекрасный Серов, и великолепный Айвазовский, и мощный Верещагин, ради которых люди готовы постоять в очереди. 

Горожанка Ирина Рукавишникова

На заметку: Франсиско Гойя «Махи на балконе», Антуан Ватто «Меццетен», Мастер из Мулена «Портрет принцессы»