СРОЧНО В НОМЕР

 

В память об Александре Градском: погода была ужасная, принцесса была прекрасная

Об ушедших из жизни людях принято говорить хорошо либо ничего кроме правды. Правда об Александре Градском заключается в том, что он обладал уникальным музыкальным даром.

Музыкальный дар Александра Градского как бриллиант сиял разными гранями. Он был певцом, композитором, поэтом, умел играть на нескольких музыкальных инструментах, работал в разных музыкальных жанрах, всё мог – от классики до рока. Одна из многих граней этого бриллианта – работа над музыкой для мультфильмов. «Принцесса и Людоед», пожалуй, самый известный мультфильм, в создании которого принял участие Александр Градский. Сказка о маленькой принцессе, которую так и не съел людоед, в реальной жизни обернулась историей из разряда «запретить и не пущать».

На телеэкране крутится разноцветная карусель и звучит песенка: «Карусель, карусель начинает рассказ. Это сказки, песни и веселье!» Помните? Так начинался каждый выпуск детского мультипликационного журнала «Весёлая карусель». Его создали в 1969 году для того, чтобы молодые художники, которые мечтали о режиссуре, могли попробовать свои силы в создании мультфильмов. В каждом выпуске «Весёлой карусели» было несколько мультфильмов – от двух до четырёх. Работали тщательно, в год получался всего один выпуск.

Кадр из мультфильма «Принцесса и Людоед»

В 1977 году Александру Градскому предложили поработать над мультфильмом «Принцесса и Людоед» и он согласился. Он был молод, ему исполнилось всего 27 лет. В то время он не сидел без дела: получил музыкальное образование, основал рок-группу «Славяне», принимал участие в нескольких музыкальных коллективах, много пел и сочинял, записывал вокальные партии для художественных фильмов, а на всю страну гремело «Как молоды мы были». В основу сюжета мультфильма «Принцесса и Людоед» было положено стихотворение Генриха Сапгира, он же совместно с режиссёром Эдуардом Назаровым написал сценарий. Александру Градскому предстояло написать музыку и записать вокал. С задачей он справился блестяще.

О том, как развивались дальнейшие события, известно из воспоминаний режиссёра мультфильма «Принцесса и Людоед» Эдуарда Назарова. В назначенную дату и время он пригласил к себе домой друзей, накрыл стол, включил телевизор. Начался девятый выпуск «Весёлой карусели». Хозяин и гости были в предвкушении премьеры. Сначала показали мультфильм «За щелчок» – о зайчишке, который угощал лесных обитателей морковкой в обмен на щелчок по лбу. Потом показали мультфильм «Клоун» про доброго клоуна из цирка. Затем вместо долгожданного «погода была ужасная, принцесса была прекрасная» раздалось «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку!»

Кадр из мультфильма «Принцесса и Людоед»

Премьера мультфильма «Принцесса и Людоед» тогда не состоялась, телезрителям показали мультфильм «Антошка» про рыжего и конопатого мальчишку из самого первого выпуска «Весёлой карусели». По мнению режиссёра Эдуарда Назарова, которое он озвучивал в своих интервью, такая замена была связана с личностью Александра Градского. Кому-то из власть имущих не нравился музыкант-бунтарь, вдобавок ко всему он собирался поехать в Америку, а в те времена это был уже весомый повод вставлять палки в колёса. Так и лежал мультфильм «Принцесса и Людоед» на полке восемь лет, его не показывали по телевизору, а в выпуске «Весёлой карусели» все эти годы выходил мультфильм про Антошку.

Что же такого крамольного в мультфильме «Принцесса и Людоед»? Ровным счётом ничего. Нет там ни политических высказываний, ни острых социальных проблем. В основе сказки лежит игра слов «прекрасный» и «ужасный». Действие построено как музыкальный спектакль, где есть всё необходимое в таких случаях – сцена, занавес, декорации в виде лесных деревьев и старинного замка. Главная героиня – принцесса, такая же забавная и хулиганистая девчонка как в современных мультфильмах Жихарка и Маша, которая дружит с медведем. Музыка Александра Градского совсем не ужасная, а очень даже прекрасная. В голосе чувствуется тепло и доброта.

Кадр из мультфильма «Принцесса и Людоед»

Шли годы, жизнь сама расставила всё по местам. Впервые Александр Градский побывал в Америке в 1988 году, но не остался там вопреки опасениям власть имущих, а вернулся на родину. Потом он побывал ещё во многих странах мира – Германии, Испании, Греции, Швеции. Особенно его полюбили в Японии. Александр Градский сотрудничал с лучшими музыкантами эпохи – Лайзой Минелли, Шарлем Азнавуром, Джоном Денвером, Крисом Кристофферсоном, Дайон Уорвик, Сэмми Дэвисом и другими.

Ну а мультфильм «Принцесса и Людоед» занял положенное ему третье место в списке девятого выпуска «Весёлой карусели». Принцессу и людоеда полюбили дети и взрослые, без музыки и голоса Александра Градского этот мультфильм просто невозможно представить. В памяти навсегда останется: «Погода была ужасная, принцесса была прекрасная…»