Минувшей зимой Россию завалило снегом, но ученики не взяли в руки лопаты для того, чтобы очистить школьные дворы – они же дети. Пришла пора вернуть трудовое воспитание в наши школы, но чиновники от образования и родители возражают.
Страсти в родительском чате
Снегопады накрыли всю страну, давно не было так много снега зимой. Привычная картина: утром дети уныло бредут по школьному двору по узенькой тропинке, а вокруг всё в сугробах. Дворник в спешке чистит крыльцо, а на большее у него нет ни времени, ни сил. Родителей на территорию школы не пускают из-за ограничительных мер. Они с беспокойством наблюдают за происходящим издалека.
Родительский чат взрывается негодованием: почему школьная территория к началу занятий полностью не очищена от снега? Классный руководитель заходит в чат, успокаивает всех и сообщает, что прямо сейчас директор школы пытается связаться с городской администрацией и просит выделить уборочную технику. Но уже к вечеру становится понятно, что никакой уборочной техники не будет, так как её не хватает даже для того, чтобы навести порядок на проезжей части городских улиц. Родители не унимаются и вот уже решают, сколько нужно скинуться, чтобы нанять трактор.
В чате раздаются робкие голоса некоторых родителей о том, что школьная территория не такая уж и большая, ученики могут сами справиться с уборкой от снега. Но эти голоса тонут в гуле возмущения. Родители современных школьников очень озабочены защитой прав и свобод своих детей с одной стороны, и сбором денег на всё подряд с другой стороны. Права и свободы детей ущемлять нельзя, детский труд приравнивают к эксплуатации. Диапазон «скидывания на нужды класса» широкий – от новых пластиковых окон до туалетной бумаги. За родительской гиперопекой дети не всегда понимают, что поддержание порядка, чистоты и уюта в школе – это большой труд.
Школьные годы чудесные, с веником, с тряпкою, с песнею
Вспоминаю школьные годы. Каждую среду у нас был урок общественно-полезного труда – до занятий или после, в зависимости от того, в первую смену мы учились или во вторую. ОПТ – так было записано в дневнике. Зимой всем классом во время таких уроков мы очищали школьный двор от снега. Было так здорово и весело, что однажды сломали лопату. За нашим классом был закреплён небольшой участок территории, остальные участки распределены за другими классами. Никто не устал и не перетрудился.
Помимо уроков ОПТ было ещё дежурство по классу. Ничего сложного: проследить, чтобы доска была чистой, и было достаточно мела. Когда мы стали постарше, добавилось дежурство по школе. Это было очень ответственно: к красной повязке на рукаве как отличительному знаку дежурных прилагались полномочия следить за порядком в школьных коридорах во время перемен, делать замечания расшалившимся первоклашкам и пр. Ученики в то время не имели привычки бросать на пол фантики от конфет или шкурки от бананов, поэтому ничего сверх меры для поддержания порядка делать не приходилось.
Обычно в конце каждой четверти в школе устраивали генеральную уборку. Мы отмывали парты от каракулей и надраивали паркет. Весной на пришкольной территории традиционно проходили субботники. Для нас всё это было посильной задачей, мы легко справлялись.
Выход есть: добровольность и согласие родителей
Министры образования меняются один за другим, надолго не задерживаются. Вопрос о возвращении трудового воспитания в наши школы всё ещё не решён положительно. Обсуждения то вспыхивают с новой силой, то незаметно затухают. Между тем хотя бы временный выход из сложившейся ситуации неопределённости всё же есть. Дополнительные трудовые задания во внеучебное время можно поручать детям только с их согласия. Если хочет школьник помогать поддерживать порядок и чистоту в школе, то пусть присоединяется. Если не хочет, то уговаривать и тем более заставлять не надо.
Без родителей нынче никуда, сами понимаете. Поэтому кроме добровольного желания самого ребёнка трудиться на благо школы необходимого дополнительно получить согласие родителей. Получается своеобразный двойной фильтр – права и свободы детей соблюдаются, родители спокойны. Все организационные моменты, в том числе предоставление оборудования и расходных материалов, а также обеспечение безопасности трудового процесса должна взять на себя администрация школы.
Есть и другие не менее важные аспекты возвращения трудового воспитания в наши школы. Но заснеженные школьные дворы зимой и нежелание принимать участие в субботниках весной побуждают поговорить об этой проблеме прямо сейчас именно в контексте приобщения учеников к работам по поддержанию порядка и чистоты на школьной территории.
Горожанка Анна Романова
На заметку:
Известная новгородская кофейня «Чёрный континент» закрылась навсегда
Коллекционер подарил новгородскому музею французскую литографию просто так