Бани больше нет. Нет больше бани.
Городская драма
Утром 2 августа 2019 года начался снос здания бани на набережной Александра Невского, дом 24 в Великом Новгороде. Новость быстро разлетелась по городу. В социальных сетях и комментариях к публикациям местных СМИ горожане выражали гнев, не стесняясь в выражениях. Тем временем чиновники городской администрации и представители собственника здания наблюдали за сносом. Так торопились снести, что даже не удосужились установить ограждение в месте проведения опасных для здоровья и жизни людей работ. Обломки летели на тротуар и на проезжую часть.
На набережной экскаватор боролся с архитектурной неоклассикой: сначала зацепил ковшом за край треугольного фронтона с полуциркульным окном и повалил его на землю, затем принялся за белые колонны ионического и коринфского ордеров. Новгородские архитекторы, авторы проекта бани, не оправились бы от такого варварства, будь они живы. К вечеру центральный фасад – самая красивая часть здания – был полностью уничтожен, превратившись в кучу безжизненных обломков, в которых угадывались элементы классического декора.
С лёгким паром!
Баня на набережной Александра Невского появилась в 1937 году – мрачный период в истории нашей страны. В 1950 году здание реконструировалось. Сюда любили приходить горожане: мыться, париться, общаться. Зимой отчаянные смельчаки ныряли голышом в волховскую прорубь. Архитектурный облик бани с четырёхколонным портиком радовал горожан и туристов, она стала неотъемлемой частью города – изюминкой набережной Александра Невского. Казалось, что так будет всегда.
Но пришли лихие девяностые, а потом смутные нулевые. Здание бани приватизировали, несколько раз менялся собственник. В 2011 году баню закрыли, а в 2012 году здание признали аварийным. Сейчас здание принадлежит ООО «Элис Люкс Медиа» из Челябинска. Основной вид деятельности этой компании – деятельность рекламных агентств, уставный капитал – 10 000 рублей, учредитель и директор – Наталья Гигиберия. По мнению собственника, здание бани находится в аварийном состоянии и его необходимо снести. На освободившемся месте планируется построить гостиницу со спа-комплексом.
«Новый город» за старую баню
Общественное движение по улучшению городской среды «Новый город» предельно жёстко обозначило свою позицию, резко осудив снос здания бани. На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» общественники напомнили о том, что вопрос о внесении здания бани в перечень объектов культурного наследия был поддержан 22 мая этого года на заседании научно-методического совета по культурному наследию при инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области. В июне о необходимости принятия срочных мер писали академик РААСН, профессор Юрий Панибратов, заслуженный работник культуры, академик Российской академии художеств Сергей Заграевский и другие общественные деятели.
Один из лидеров «Нового города» Анна Соколова открыто выразила недовольство: «Предки оставили нам не идеальный, но узнаваемый облик города. Что оставим после себя мы? Задаётся ли этим вопросом мэр города и его команда? Синий контейнер на парковке у «Мармелада», золотую коробку на Торговой стороне, «Ивушки» с асфальтовыми полями, разрушенную архитектуру XX века. Снос здания бани – это неуважение к истории Великого Новгорода, к архитектуре и культурному наследию». Не ускользнуло от внимания общественников и то, что снос здания бани начался 2 августа – в день рождения председателя комитета архитектуры и градостроительства городской администрации Евгения Жилина. Вот такая ирония судьбы.
Преступление против города и горожан
На внеочередном заседании Думы Великого Новгорода, которое состоялось 6 августа, депутаты включили в повестку вопрос о сносе здания бани на набережной Александра Невского. Депутат от партии «Яблоко» Анна Черепанова в своём выступлении призвала к ответу главу комитета архитектуры и градостроительства городской администрации Евгения Жилина.
Евгений Жилин сообщил присутствовавшим на заседании, что собственник здания проинформировал городскую администрацию о предстоящем сносе вечером 31 июля, 2 августа уже приступил к работам, а полностью снести здание планируется в течение двух месяцев. Анна Черепанова и Евгений Жилин не сошлись во мнении о сроках уведомления. По мнению депутата, оно должно поступить за 10 дней, по мнению чиновника, за 7 дней. Фактически же уведомление поступило меньше чем за два дня до начала сноса.
Анна Черепанова поинтересовалась у Евгения Жилина, почему городская администрация не наложила мораторий на снос здания бани, ведь уже была начата работа по признанию его объектом культурного наследия. Об этом было известно как чиновникам городской администрации, так и чиновникам областной администрации. Евгений Жилин не отрицал, что все об этом знали. Он считает, что 1 августа чиновники городской администрации уведомили инспекцию по охране памятников о поступившем уведомлении о сносе здания бани, и этого достаточно, всё равно ни у кого не было полномочий предотвратить снос.
Критику Евгений Жилин не признал. Согласился только с тем, что при проведении опасных работ с использованием тяжёлой техники не было установлено ограждение. Но тут же успокоил: меры приняты, забор установлен. «Это значимое место для всех нас. Нам всем печально, что этот объект снесли», – эти слова Евгения Жилина прозвучали неубедительно.
«Фактически мы наблюдали с вами преступление против города и горожан», – Анна Черепанова словно вынесла приговор варварам-разрушителям. По её мнению, необходимо было сначала присвоить зданию бани охранный статус, и лишь затем продавать его. Виновниками уничтожения бани она назвала бывшего мэра Великого Новгорода Юрия Бобрышева и городскую думу позапрошлого созыва. Обращаясь к нынешнему мэру города Сергею Бусурину, депутат-яблочник попросила провести служебную проверку. Никто из чиновников городской администрации не принял никаких мер для спасения здания бани, проблема именно в этом – в бездействии.
Затянувшееся молчание
Мэр Великого Новгорода Сергей Бусурин прервал затянувшееся молчание только 7 августа, то есть спустя пять дней после начала сноса здания бани. Он обратился к горожанам со страницы в социальной сети «ВКонтакте». Ответственность за снос бани Сергей Бусурин возложил на. . . всех: «Семь лет оно не использовалось и не ремонтировалось. Семь лет не было попыток признать его памятником культурного наследия. Только в марте этого года соответствующее заявление было подано в инспекцию государственной охраны культурного наследия Новгородской области. В том, что этого не было сделано раньше, все мы – кого сейчас волнует этот вопрос – виноваты в равной степени».
По словам Сергея Бусурина, известие о сносе бани стало для него неприятной неожиданностью и демонстрирует беспомощность городской администрации в сложившейся ситуации: «У администрации города действительно нет полномочий по признанию зданий объектами культурного наследия, как нет и полномочий запретить собственнику распоряжаться своим имуществом». Сергей Бусурин обещает горожанам постараться сделать так, чтобы новое здание, которое будет построено на месте снесённого, сохранило «банный профиль», и внешне было по похоже на прежнее.
За высоким забором зелёного цвета спрятали пока ещё не до конца разрушенное здание старейшей в городе бани, но возмущение горожан за забором не спрятать.
Горожанка Ирина Рукавишникова
Фото: st-roll.ru
На заметку: «Вопросы без ответов о Софийской набережной», «Весь покрытый зеленью», «Фонтан в заплатках»